Особенности ориентирования в различных условиях
местности
Ориентирование в лесной местности. Лес беден ориентирами, в нем ограничена дальность видимости. Это затрудняет сличение карты с местностью. Ориентирами в лесу служат в основном перекрестки дорог и просек, реки, ручьи, глубокие лощины, овраги, высоты, населенные пункты, отдельные строения.
Движение в лесу совершают обычно по дорогам и просекам. При ориентировании необходимо учитывать, что отдельные, лесные дороги и временные, иногда хорошо наезженные дороги, проложенные на лесные делянки и луга, на топографических картах, особенно на картах масштабов 1:100 000 и 1:200 000, могут быть не показаны.
Направление движения в лесу выдерживают, как правило, по азимутам, а свое местоположение определяют по пройденному расстоянию. Около обозначений надежно опознанных крупных местных предметов (ориентиров) на карте записывают (контролируют) показания спидометра и магнитный азимут направления движения, измеряемый с помощью компаса. В пути тщательно следят за поворотами маршрута, развилками дорог, перекрестками просек, заранее ожидая их появления. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.
Ориентирование в горах. Движение в горах совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах, через перевалы, вдоль ручьев и рек. Для горного маршрута характерны крутые подъемы и спуски, частые изменения направления движения и условий обзора местности. Все это усложняет ориентирование. В связи с большой прозрачностью воздуха, преобладанием крупных форм рельефа в горах расстояния до удаленных местных предметов кажутся меньше действительных. Знакомые очертания горных вершин иногда трудно опознать при их обзоре с другой стороны. Ориентирами в горах обычно служат характерные элементы и формы рельефа (вершины, ущелья, угловатые выступы скал), ледники, отдельные группы деревьев и характерные контуры лесных массивов, реки, ручьи, дороги, тропы, мосты, выемки и насыпи на дорогах, отдельные постройки, развалины древних крепостей, памятники, .могилы и т. д.
В горах часто встречаются локальные магнитные аномалии, что ограничивает использование компаса для определения сторон горизонта и выдерживания направления движения. В пути направление движения часто контролируют по небесным светилам или удаленным заснеженным вершинам гор, хорошо видимым с многих точек маршрута.
Ориентирование в пустынно-степной местности. Ориентирование в пустыне затрудняется ее однообразием. По маршруту редко встречаются местные предметы, которые могут служить ори¬ентирами. Отрицательно влияют на условия ориентирования также сильный зной, миражи и большая запыленность воздуха. Расстояния до местных предметов в пустыне всегда кажутся меньше действительных. Повышенная конвекция воздуха днем снижает точность измерения расстояний с помощью дальномеров. В песках увеличивается пробуксовка колесных и гусеничных машин, что затрудняет пользование спидометром.
Маршруты движения в пустынной местности прокладывают обычно по колонным путям. Движение совершают, как правило, по азимутам. Заданные направления движения выдерживают с помощью компаса и навигационной аппаратуры боевых машин.
Ориентирами в пустыне служат курганы, такыры, колодцы, русла высохших рек, оазисы, развалины и различные сооружения, связанные с религиозными культами. При благоприятных условиях видимости многие ориентиры просматриваются издали. В качестве вспомогательных ориентиров могут быть использованы небесные светила, следы от машин, а также расположение дюн, барханов и ряби на песке, что связано с направлением, господствующих ветров и практически постоянно для обширных территорий пустынной местности.
Ориентирование в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт намечают, как правило, по главным и магистральным улицам. На топографических картах такие улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Продолжением этих улиц часто бывают шоссейные дороги, подходящие к населенному пункту.
Повороты маршрута намечаются около ориентиров, которые легко опознаются на местности и карте (мосты, путепроводы, стадионы и др.). Ориентирование на местности значительно облегчается при использовании плана города, на котором с большой подробностью отображаются особенности планировки населенного пункта и ориентиры.
При подходе к городу тщательно сличают план с местностью, точно определяют место въезда в населенный пункт. В самом городе план ориентируют по направлению улицы, по которой совершается движение, и внимательно сличают перекрестки улиц, площади, скверы, памятники с их изображением на плане.
Важное значение при движении по населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.
В районах разрушений сличение топографической карты, с местностью, как правило, затруднено. Значительно усложняется определение по карте своего местоположения и выдерживание намеченного направления движения.
Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы. Направление движения выдерживают обычно по компасу или гирокомпасу. При ориентировании в движении по сильно измененной ме¬стности очень важно уметь быстро сличать топографическую карту с местностью по тем ее элементам и объектам, которые не подверглись сильным изменениям (элементы рельефа, гидрографии и т. п.).
Ориентирование ночью. Многие местные предметы, которые днем легко опознаются, в ночной темноте становятся труднораз¬личимыми, внешний вид и очертания их меняются. Расстояния до предметов всегда кажутся большими, чем днем. В темноте напрягается зрение, быстрее наступает усталость, ухудшается восприятие местности. Все это существенно затрудняет ориентирование.
В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирают по возможности вдоль линейных ориентиров, что облегчает выдерживание направления движения. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем. При подготовке к маршу тщательно изучают маршрут по карте, чтобы знать на память его начертание, характер дорог по участкам, контрольные ориентиры.
В пути направление движения выдерживают по азимутам или вспомогательным ориентирам (небесным светилам, удаленным огням). Свое, местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению движения.
Восстановление потерянной ориентировки. Ориентировка считается потерянной, когда на карте не могут определить свое местоположение. Различают частичную и полную потерю ориентировки.
Частичная потеря ориентировки наиболее вероятна при небрежном сличении карты с местностью по маршруту движения. Она возможна как днем, так и ночью. Для восстановления ориентировки снижают скорость движения и путем внимательного сличения карты с местностью опознают крупные местные предметы и формы рельефа, по которым определяют свое местоположение.
При движении ночью и в условиях ограниченной видимости из-за недостаточных навыков в ориентировании может произойти отклонение от маршрута, что ведет, как правило, к полной потере ориентировки. Для ее восстановления необходимо вначале ориентировать карту по сторонам горизонта с помощью компаса, определить магнитный азимут направления движения и записать на карте показания спидометра и время, затем попытаться сличить карту с местностью. Если восстановить ориентировку не удается, можно воспользоваться следующими приемами определения района вероятного нахождения места остановки.
Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводят прямую, соответствующую направлению последнего участка движения. На прямой откладывают пройденное расстояние от ориентира, которое определяет дальнюю границу района местонахождения. Расстояние определяют по спидометру или по времени движения. От дальней границы района местонахождения радиусом, равным 1/4 пройденного пути от ориентира, в сторону этого ориентира проводят полуокружность, которая ограничивает вероятный район местонахождения. Этот район внимательно сличают с картой и по местным предметам опре¬деляют свое местоположение.
По линейному ориентиру. При выходе к линейному ориентиру определяют его направление по сторонам горизонта. Затем на карте отыскивают условный знак этого ориентира, азимут направления которого равен азимуту направления линейного ориентира на местности. При сличении карты с местностью учитывают формы рельефа. Опознав ориентир, двигаются вдоль него до какого-либо точечного ориентира, где и определяют свое местоположение.
Направление движения в лесу выдерживают, как правило, по азимутам, а свое местоположение определяют по пройденному расстоянию. Около обозначений надежно опознанных крупных местных предметов (ориентиров) на карте записывают (контролируют) показания спидометра и магнитный азимут направления движения, измеряемый с помощью компаса. В пути тщательно следят за поворотами маршрута, развилками дорог, перекрестками просек, заранее ожидая их появления. Общее направление движения контролируют по небесным светилам.
Ориентирование в горах. Движение в горах совершают обычно по дорогам и тропам в горных проходах, через перевалы, вдоль ручьев и рек. Для горного маршрута характерны крутые подъемы и спуски, частые изменения направления движения и условий обзора местности. Все это усложняет ориентирование. В связи с большой прозрачностью воздуха, преобладанием крупных форм рельефа в горах расстояния до удаленных местных предметов кажутся меньше действительных. Знакомые очертания горных вершин иногда трудно опознать при их обзоре с другой стороны. Ориентирами в горах обычно служат характерные элементы и формы рельефа (вершины, ущелья, угловатые выступы скал), ледники, отдельные группы деревьев и характерные контуры лесных массивов, реки, ручьи, дороги, тропы, мосты, выемки и насыпи на дорогах, отдельные постройки, развалины древних крепостей, памятники, .могилы и т. д.
В горах часто встречаются локальные магнитные аномалии, что ограничивает использование компаса для определения сторон горизонта и выдерживания направления движения. В пути направление движения часто контролируют по небесным светилам или удаленным заснеженным вершинам гор, хорошо видимым с многих точек маршрута.
Ориентирование в пустынно-степной местности. Ориентирование в пустыне затрудняется ее однообразием. По маршруту редко встречаются местные предметы, которые могут служить ори¬ентирами. Отрицательно влияют на условия ориентирования также сильный зной, миражи и большая запыленность воздуха. Расстояния до местных предметов в пустыне всегда кажутся меньше действительных. Повышенная конвекция воздуха днем снижает точность измерения расстояний с помощью дальномеров. В песках увеличивается пробуксовка колесных и гусеничных машин, что затрудняет пользование спидометром.
Маршруты движения в пустынной местности прокладывают обычно по колонным путям. Движение совершают, как правило, по азимутам. Заданные направления движения выдерживают с помощью компаса и навигационной аппаратуры боевых машин.
Ориентирами в пустыне служат курганы, такыры, колодцы, русла высохших рек, оазисы, развалины и различные сооружения, связанные с религиозными культами. При благоприятных условиях видимости многие ориентиры просматриваются издали. В качестве вспомогательных ориентиров могут быть использованы небесные светила, следы от машин, а также расположение дюн, барханов и ряби на песке, что связано с направлением, господствующих ветров и практически постоянно для обширных территорий пустынной местности.
Ориентирование в крупном населенном пункте. Маршрут движения через крупный населенный пункт намечают, как правило, по главным и магистральным улицам. На топографических картах такие улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Продолжением этих улиц часто бывают шоссейные дороги, подходящие к населенному пункту.
Повороты маршрута намечаются около ориентиров, которые легко опознаются на местности и карте (мосты, путепроводы, стадионы и др.). Ориентирование на местности значительно облегчается при использовании плана города, на котором с большой подробностью отображаются особенности планировки населенного пункта и ориентиры.
При подходе к городу тщательно сличают план с местностью, точно определяют место въезда в населенный пункт. В самом городе план ориентируют по направлению улицы, по которой совершается движение, и внимательно сличают перекрестки улиц, площади, скверы, памятники с их изображением на плане.
Важное значение при движении по населенному пункту имеет своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте, так как проезд намеченного поворота может привести к потере ориентировки.
В районах разрушений сличение топографической карты, с местностью, как правило, затруднено. Значительно усложняется определение по карте своего местоположения и выдерживание намеченного направления движения.
Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы. Направление движения выдерживают обычно по компасу или гирокомпасу. При ориентировании в движении по сильно измененной ме¬стности очень важно уметь быстро сличать топографическую карту с местностью по тем ее элементам и объектам, которые не подверглись сильным изменениям (элементы рельефа, гидрографии и т. п.).
Ориентирование ночью. Многие местные предметы, которые днем легко опознаются, в ночной темноте становятся труднораз¬личимыми, внешний вид и очертания их меняются. Расстояния до предметов всегда кажутся большими, чем днем. В темноте напрягается зрение, быстрее наступает усталость, ухудшается восприятие местности. Все это существенно затрудняет ориентирование.
В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирают по возможности вдоль линейных ориентиров, что облегчает выдерживание направления движения. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем. При подготовке к маршу тщательно изучают маршрут по карте, чтобы знать на память его начертание, характер дорог по участкам, контрольные ориентиры.
В пути направление движения выдерживают по азимутам или вспомогательным ориентирам (небесным светилам, удаленным огням). Свое, местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению движения.
Восстановление потерянной ориентировки. Ориентировка считается потерянной, когда на карте не могут определить свое местоположение. Различают частичную и полную потерю ориентировки.
Частичная потеря ориентировки наиболее вероятна при небрежном сличении карты с местностью по маршруту движения. Она возможна как днем, так и ночью. Для восстановления ориентировки снижают скорость движения и путем внимательного сличения карты с местностью опознают крупные местные предметы и формы рельефа, по которым определяют свое местоположение.
При движении ночью и в условиях ограниченной видимости из-за недостаточных навыков в ориентировании может произойти отклонение от маршрута, что ведет, как правило, к полной потере ориентировки. Для ее восстановления необходимо вначале ориентировать карту по сторонам горизонта с помощью компаса, определить магнитный азимут направления движения и записать на карте показания спидометра и время, затем попытаться сличить карту с местностью. Если восстановить ориентировку не удается, можно воспользоваться следующими приемами определения района вероятного нахождения места остановки.
Графическое определение на карте района местонахождения. На ориентированной карте от условного знака последнего пройденного ориентира, который был уверенно опознан, проводят прямую, соответствующую направлению последнего участка движения. На прямой откладывают пройденное расстояние от ориентира, которое определяет дальнюю границу района местонахождения. Расстояние определяют по спидометру или по времени движения. От дальней границы района местонахождения радиусом, равным 1/4 пройденного пути от ориентира, в сторону этого ориентира проводят полуокружность, которая ограничивает вероятный район местонахождения. Этот район внимательно сличают с картой и по местным предметам опре¬деляют свое местоположение.
По линейному ориентиру. При выходе к линейному ориентиру определяют его направление по сторонам горизонта. Затем на карте отыскивают условный знак этого ориентира, азимут направления которого равен азимуту направления линейного ориентира на местности. При сличении карты с местностью учитывают формы рельефа. Опознав ориентир, двигаются вдоль него до какого-либо точечного ориентира, где и определяют свое местоположение.